На Главную
Написать Письмо
About projectRules and ConditionsDance & MusicCompetitionAbout LezginkaGuestbook
   
Первый Конкурс Второй Конкурс Третий Конкурс Четвёртый Конкурс
Отборочные туры             Финал            Победители             Фото             Пресса О Нас

Финал

Конкурс переходящий в фестиваль

  Сотворить праздник, создать приподнятую атмосферу, да так, чтобы люди почувствовали, уловили ее сами без подсказок типа "сегодня День рыбака, и давайте его праздновать", - это тяжелейшая задача. И организаторы конкурса с ней блестяще справились. Может, потому, что автор идеи Омар Омаров с самого начала представлял конкурс во всех подробностях и деталях, как Менделеев свою таблицу. Но самое главное, что Омаров добился практически адекватного воплощения своих мыслей в реальность. В условиях дагестанской нищеты и инертности - это почти фантастический результат! После многомесячной подготовительной работы и трех предварительных туров жюри отобрало для выступления в финале 19 пар танцоров из Махачкалы (в том числе профессионалов из "Лезгинки"), Каспийска, Хасавюрта, Дербента, Коркмаскалы, Левашинского (сел. Хаджалмахи) и Чародинского (сел. Цуриб) районов, а также 5 ансамблей ("Сапам", "Фрески Дагестана", "Дербент", "Кавказ", "Хасавюрт"). В решающий день некоторые конкурсанты из пар и ансамблей выходили на сцену по нескольку раз, выступая в разных номинациях и иногда побеждая в двух номинациях одновременно. Помимо танцоров, в финале конкурса соревновалось 22 музыканта: 6 зурначей, 6 кумузистов, 5 барабанщиков и 5 гармонистов. Это сколько же в Дагестане талантливого народу, которому негде продемонстрировать свои таланты и приложить творческую энергию! Ведь это только первый год проведения конкурса. Многие ещё не успели подготовиться, собраться с мыслями и силами, продумать выступления, а кто-то выжидал: дескать, посмотрим, что у них получится, а уж в следующем году... Словом, честь и слава смелым пионерам-первопроходцам и добро пожаловать новым претендентам в победители. Афиши, буклеты, билеты и, наконец, ведущие концерта акцентировали внимание публики на двух моментах: на том, что конкурс этот на исполнение не любой лезгинки, а именно фольклорной, и на том, что проводиться мероприятие будет ежегодно. Заинтересованные лица это усвоили, и теперь у них в запасе целый год на подготовку. Заслуга организаторов конкурса не только в том, что они всколыхнули молодежное танцевальное движение, но и в том, что умно и красиво напомнили зрителям о главных вехах истории танца лезгинки и ансамбля "Лезгинка". Были разысканы и приглашены 22 танцора из его первого легендарного состава. Хлопали им как легендам Голливуда на вручении Оскара - долго, громко, срываясь на овацию. А сами ветераны "Лезгинки" аплодировали, сначала, когда на экране демонстрировался ролик с эталонным исполнением лезгинки парой Ибадулаев - Аронова, и потом, уже стоя, когда на сцене Русского театра танцевал сам Шавлух Ибадулаев - АГАЙ! Как он танцевал в свои 60 лет! Профессионально, отточено, красиво. Наверняка есть какие-то специальные хореографические термины, с помощью которых можно было описать этот прекрасный танец, но зрители-непрофессионалы были просто восхищены и с энтузиазмом присоединились к аплодисментам танцоров-профессионалов. Живая история танца!
  Цветы и денежные премии от рода Омаровых были вручены Пирдоус Эфендиевой - жене Джамалутдина Муслимова - хореографа и постановщика первого состава "Лезгинки" и Галине Манафовой - жене Казима Манафова - учителя многих нынешних звезд и звезд прошлых лет. С успехом (сразу с двумя молодыми партнершами) станцевал лезгинку руководитель хора пенсионеров из селения Эрпели Адильбий Гайдарбеков. Всe это и есть те самые детали, из которых складывается настоящий концерт, действо, праздник. И на этом вечере их было множество. Вот еще несколько приятных составляющих события 18 мая, продуманных, но отнюдь не мелочей: зажигательная мелодия встречала зрителей уже на ступеньках театра, а по карнавальному ряженые зазывалы тут же приглашали их к танцу; в холле играл оркестр народных инструментов ГТРК "Дагестан", конкурсанты танцевали в сопровождении оркестра ансамбля "Лезгинка" (причем танцевали каждый под свою - буйнакскую, хасавюртовскую, "колхозную" лезгинку), а второе отделение концерта открывал эстрадный оркестр Даггосфилармонии. Декорации смотрелись современно и неизбито. В происходящем на сцене почти не было накладок, зато присутствовали темп и слаженность - это тоже вполне можно считать важной деталью. Постановкой хореографии и организацией бесперебойных выходов на сцену танцоров занимался Курбан Курбатов, а за музыку отвечал Мутай Хандулаев. На протяжении двух месяцев не жалела сил и энергии для конкурса и Светлана Аванесова. Все - личности легендарные и прославленные: одно их участие является показателем и гарантом высокого уровня мероприятия. Ну и, конечно, ведущие! Опытный Карэн Мкртчан совершенно сменил стиль, был сдержан и почти академичен, свободно общался с доброжелательно настроенной и чуткой публикой, уместно и остроумно импровизировал. Что скажешь, Мкртчан - признанная звезда, в том числе и конферанса, не устающая "расти над собой". Его партнерша - Марионелла, просто красивая девушка с поставленным голосом - чего и оказалось достаточно для хорошего впечатления.
  А теперь представьте, поверьте, усвойте и запомните - все это род Омаровых устроил из любви к лезгинке, из любви к родине и из любви и почтения к одной женщине - Патимат Омаровой. Как говорит Омар Омаров (ее сын): "Мы ни у кого не просили денег, нет. Мы просто приглашали поучаствовать в хорошем деле". Ни один билет в большой зал Русского театра не был продан, - потому что никто и не пытался его продать. Организаторы напечатали роскошные пригласительные и раздали их тем, кому сочли нужным: всем, кто имел и имеет отношение к танцу, всем родителям и другим родственникам всех конкурсантов, просто всем тем, кто изъявил желание прийти на финал. И ни одна госструктура (включая Министерство культуры РД) не имела к конкурсу никакого отношения. Если уж одной из целей конкурса обозначена популяризация фольклорной Дагестанской "Лезгинки", то надо популяризовать и ее лучших исполнителей. Итак, победители этого года (только первые премии). Номинация "Парное исполнение лезгинки - профессионалы" - Эльшан Ибрагимов и Ариадна Морозова (Махачкала). Парное исполнение лезгинки - "непрофессионалы" - Гаджи-мурад Шахбанов (Чародинский район, селение Цуриб) и Карина Магомедханова (г. Каспийск). В номинации "Групповое исполнение лезгинки" победил ансамбль "Хасавюрт". Много шуму, аплодисментов, волнений вызвал сам процесс соревнований в номинации "Трюки". Первая премия тут досталась Загиру Татданову. Жюри утверждает, что один из его трюков - три подряд проворота на 360 градусов - уникален, его не делает никто в мире. Правда, получивший вторую премию Султан Хамдулаев тоже был великолепен и победил в свою очередь в номинации "Индивидуальное техническое исполнение". Среди зурначей лучшим оказался Рустам Рустамов из Махачкалы; среди гармонистов - Руслан Магомедов из Хасавюрта_ В номинации "Кумуз" победил Абдула Магомедмирзоев (сел. Сачада Чародинского района). Лучшим барабанщиком назван Сеймур Джумартов. Тут перечислены далеко не все победители и даже далеко не все номинации. Специально не названы также и немаленькие суммы денежных призов. Помимо трех первых премий жюри, в некоторых номинациях присуждалась еще и специальная премия от рода Омаровых. А всего дипломов конкурса (участников, почетных гостей, победителей) роздано около двухсот! Специалист с каллиграфическим почерком заполнял эти дипломы всю последнюю неделю. Ну и нельзя не сказать: главной была не победа, главным было участие. Ведь финал конкурса помимо всего прочего стал демонстрацией и парадом по-нашему, по-дагестански колоритнейших личностей. Среди танцоров и музыкантов, гостей, зрителей и жюри было так много ярких, истинно национальных типажей! Не то, что на каком-нибудь штатном эстрадном концерте. Один дедушка-эрпелинец чего стоит! А зурнач, который вышел на награждение в кепке и сразу с чемоданом! А красавица победительница Ариадна Морозова! (В Дагестане красивых девушек вообще много). А трюкач Татданов, а чародинец Шахбанов! А Эллада и Джовани Арзумановы! О колоритности и индивидуальности танцоров, хореографов, музыкантов-ветеранов, входивших в основное и дополнительное, т. н. народное жюри, и говорить не приходится. Приятно было видеть всех их, собравшихся в одном месте в честь одного достойного события. Можно сказать - собравшихся, а можно сказать - объединенных. Помимо такого временного объединения в процессе подготовки к конкурсу со всей очевидностью проявилась необходимость в объединении профессиональных хореографов на постоянной основе. В связи с чем род Омаровых решил содействовать созданию в Дагестане Союза хореографов. Организационная работа в этом направлении уже ведется. А материал, накопленный оргкомитетом конкурса, и выявленные тут же "белые пятна" станут основой для работы специальной творческой мастерской, которая также находится в процессе учреждения и будет призвана искать, собирать, концентрировать у себя все, что связано с фольклорной дагестанской лезгинкой. А поиск означает этнографические экспедиции, прослушивания, беседы с людьми, записи и т. д. Несмотря на то, что первый конкурс состоялся, его оргкомитет будет продолжать работать. В следующем году в Махачкалу планируется пригласить танцоров из Турции, Азербайджана, Сирии и другого зарубежья - главное, чтобы они могли танцевать лезгинку. "Правда, дагестанских фольклорных элементов от них ожидать не приходится, поэтому гости будут выступать вне конкурса, а наш фестиваль станет международным", - сказал Омар Омаров. Писать обо всех этих планах теперь, когда имеешь перед глазами первый результат, проект с блеском воплощенный в жизнь, - не так страшно. В смысле не боишься запудрить читателю голову грандиозностью и размахом задумок. Вдохновляющий пример: человек придумал конкурс, подтянул родственников, вдохновил на работу творческую интеллигенцию республики, а в результате - в Дагестане на одно культурное событие стало больше. А сколько их всего? По пальцам ведь можно пересчитать. В традициях старой советской журналистики этот материал можно было закончить вполне риторической фразой: "Побольше бы таких конкурсов и концертов". Но по нынешним временам приходится выражаться не менее риторически, но все же по-другому: "Побольше бы таких Омаровых, Магомедовых, Алиевых...", которые взяли бы на себя организацию возможно менее грандиозных, но не менее значимых культурных событий.

Up
На Главную © 2003 Lezginka   lezginka@dinet.ru