Международный музыкально-танцевальный конкурс им. Патимат Омаровой на лучшее исполнение лезгинки
На Главную
Написать Письмо
О ПроектеПоложениеМузыка и Танцы, примеры музыкальных и танцевальных выступленийКонкурсы: Отборочные туры, Финал,Победители, Фото, Пресса о насИстория лезгинкиГостевая книга
   
Первый Конкурс Второй Конкурс Третий Конкурс Четвёртый Конкурс
Отборочные туры             Финал            Победители             Фото             Пресса О Нас

Пресса о нас

Продолжение следует...

  Вписал себя в историю III Международный конкурс лезгинки имени Патимат Омаровой. Государственный ансамбль "Дагестан" - единственный представитель нашей республики - обладатель первого места в своей номинации. Остальные первые места достались гостям. И это не жест гостеприимства. При всем своем мастерстве и энтузиазме дагестанские исполнители не смогли составить конкуренцию танцорам и музыкантам из соседних республик. Такие результаты объясняются, в том числе, и тем, что из Осетии, Кабардино-Балкарии, Чечни, Азербайджана приехали лучшие из лучших, трижды заслуженные, сто раз лауреаты, мастера и живые легенды. Дагестанские исполнители такого же уровня в конкурсе не участвовали. По чьей вине? Об этом читайте в следующем номере "НД".
Новое дело, № 42 от 18 октября 2002 г

До встречи в Турции


  В Союзе хореографов республики состоялась встреча журналистов с организаторами ежегодного музыкально-танцевального конкурса им. Патимат Омаровой на лучшее исполнение дагестанской фольклорной лезгинки. На встрече шла речь о том, как развивался конкурс, какие у него планы и перспективы на будущее. На протяжении трех лет росла география конкурса (в разные годы в нем принимали участие представители Турции, Азербайджана, Кабардино-Балкарии, Северной Осетии, Чечни), а количество исполнителей переходило в качество исполнения, что также отвечало основным задачам конкурса - возродить истинно дагестанскую (фольклорную) лезгинку, укрепить дружбу между народами. Огорчает одно: цель и смысл конкурса не был до конца понят официальными структурами, которые занимаются культурой на родине лезгинки. На встрече журналистам было объявлено о том, что организаторы конкурса получили массу предложений и, скорее всего, конкурс имени П. Омаровой больше не будет проводиться на родине лезгинки, т.е. в Дагестане. Следующий, IV, пройдет в Турции в рамках ежегодной "Недели Кавказа". У организаторов есть задумка превратить его в международный чемпионат по исполнению лезгинки. А почему бы нет? Ведь существуют же состязания по европейским и латиноамериканским танцам... Одним словом, и конкурс, и Дагестан будут жить своей жизнью. Возможно, когда-нибудь их линии снова пересекутся.

Махачкалинские известия, № 43 от 18 октября 2002 г

Лезгинке все возрасты покорны

  То, что лезгинке, как и любви, все возрасты покорны, еще раз доказали собравшимся в зале Русского драматического театра г. Махачкалы зрителям участники третьего Международного музыкально-танцевального конкурса им. Патимат Омаровой «На лучшее исполнение фольклорной лезгинки». Его организатор, которому принадлежит идея и главная роль в достижении результата, - сын Патимат Омаровой Омар Омаров.
  Основная задача конкурса сохранение исторической преемственности народной исполнительской культуры, развитие творческого диалога танцоров и музыкантов, демонстрация танцевально-музыкального искусства народов Кавказа. О значимости мероприятия говорит и состав жюри, куда вошли высокопрофессиональные искусствоведы из республик Северного Кавказа, принявших участие в конкурсе. Это художественный руководитель Государственного академического ансамбля танца «Кабардинка», заслуженный артист Кабардино-Балкарии Игорь Атабиев; худ. руководитель Государственного академического ансамбля танца «Нальмэс», заслуженный артист РФ, народный артист Республики Адыгея Мухаммед Кулов; первый зам. министра культуры, директор ансамбля танца «Вайнах», заслуженный работник культуры Чеченской республики Аблулхамид Касумов; народный артист Северной Осетии, заслуженный артист Чечено-Ингушетии, Грузинской республики и РФ Нодар Плиев; заслуженный деятель искусств Республики Ингушетия Башир Досхоев; балетмейстер заслуженного коллектива Государственного ансамбля песни и танца им. Ф. Амирова Азербайджанской республики Магомед Гулиев; худ. руководитель Государственного ансамбля «Дагестан», президент Союза хореографов РД, народный артист Дагестана Курбан Курбанов. Возглавлял столь компетентное жюри Омар Омаров.
  Самому младшему участнику конкурса было около 16 лет, самому старшему - 58 лет. Это был заслуженный артист РФ Нодар Плиев, известный многим ценителям классического исполнения фольклорной лезгинки тем, что может 40 (!) минут танцевать на пальцах.
  Исполнение оценивалось по 6-балльной системе. Каждому из участников по регламенту отводилось 2 минуты. Жюри, при всем его опыте и профессионализме, пришлось решать трудную задачу: со всех уголков Кавказа съехались представители разных национальных культур, и каждой из них присуща неповторимая индивидуальность. Кстати, изначально конкурс задумывался как республиканский. Во втором, в номинации «Гостевая лезгинка», участвовали исполнители из Турции, Азербайджана, Кабардино-Балкарии, Северной Осетии.
  Конкурс развивается, меняет стратегию и направленность. Ведется поиск наиболее оптимальных путей сохранения многонационального творчества и выявления, лучших из лучших исполнителей фольклорной лезгинки. В номинации «Групповое исполнение» 1, 2, 3 места присудили соответственно государственному ансамблю «Дагестан», ансамблю «Юность гор» и муниципальному ансамблю «Дербент».
  В номинации «Парная лезгинка» гран-при жюри отдало Зарине Хубаевой и Нодару Плиеву (Северная Осетия - Алания) - весь зал аплодировал отточенной грации 58-летнего исполнителя. Первое место в этой номинации присудили Ирине и Алиму Канукоевым (Кабардино-Балкария), второе поделили Римма Намитокова - Адам Алибердов (Адыгея) и Рена Ибрагимова - и Литин Аликперли (Азербайджан) и третье - Белла Бацаева и Адам Имагожев (Ингушетия).
  В номинации «Гармонь»: 1 место - Рамзан Паскаев (Чеченская республика), 2 - Нафисет Аминова от Адыгеи (единственная представительница прекрасного пола среди участников музыкального конкурса) и Лом-Али Усманов (Ингушетия). 3 место разделили Аслан Шавтвалов (Северная Осетия - Алания) и Хасан Сохов (Кабардино-Балкария). В номинации «Барабан» в острой борьбе - состязались в игре руками и палочками (кроме осетин, которые не играют палочками) – 1 место завоевали Ильнур Рагимов (Азербайджан) и Му.хамедали Музаев (Чеченская республика), второе место разделили Муса Муцольгов(Ингушетия) и Сеймур Джумартов (Дагестан).
  Номинация «Танцевальные трюки» - безусловно, самая захватывающая и зрелищная. Победил в ней Рустам Кясов (Кабардино-Балкария), 2 место занял Магомед Цадиев (Дагестан), 3 - Схатбий Калабиев (Адыгея).
  Замечательно выступили и гости конкурса. Знаменитый Аскер Гучетин (Адыгея) исполнил зажигательный танец с 17-ю кинжалами, показав великолепное мастерство. Своеобразно исполнила лезгинку танцевальная пара из Азербайджана: их лиричный танец содержал еще и сюжет, небольшое по объему, но значительное по смыслу театральное представление, эмоциональное общение двух влюбленных.
  Мы задали несколько вопросов О. Омарову.

     - Как появилась идея этого проекта?
  - Во время съемок документального фильма в Дагестане мне как-то бросилось в глаза, что у нас лезгинку танцуют не так, как раньше. Сейчас бытует стилизованная лезгинка, мало похожая на ту, что танцевали наши отцы и деды. Появилось желание сделать что-то достойное памяти матери именно в культуре. И одна из задач - поднять исполнение танца лезгинки на высокий уровень, чтобы доказать всем: родина танца - Дагестан. Я должен это сделать, это - моя задача.

     - Нелегко, должно быть, оценивать мастерство таких виртуозов танца?
  - Конечно, трудно. Но в жюри, как вы могли убедиться, собрались профессиональные хореографы. И моя задача как председателя жюри - следить за вынесением справедливых и объективных решений. Могу сказать, что за 3 года я вник во все нюансы и могу обосновать свое мнение. Кстати, победители этого конкурса в 2003 году поедут и Турцию на фестиваль.

     - Каким вы видите будущее конкурса?
  - К сожалению, это мероприятие - обшекавказского, теперь уже и международною уровня - незаслуженно обходят вниманием многие из тех, кто могли хотя бы проявить интерес, если не участие и не помощь. По всей видимости, в республике он проводиться больше не будет. Следующий конкурс планируется провести в г. Ялова (Турция). Нас пригласили выступить там, в рамках ежегодной недели Кавказа - государство идет навстречу всем выходцам из Кавказа и Дагестана, проживающим в Турции. Четвертый конкурс пройдет в зале на 5 тыс. зрителей. Ожидаются участники из Америки, Испании, Иордании, Сирии, Бельгии, Голландии, Израиля, Германии, России - всего около 450. Уже есть планы на 5-й конкурс: его планируется провести в Нальчике.
  Сегодня в республике альтернативы этому проекту пока нет. И очень жаль, что мы не заинтересованы что-либо возрождать в культуре именно таким образом. Вот недавно в Махачкале прошел форум ассоциации «Северный Кавказ». Можно сколько угодно рассуждать о планах и реальности в развитии дружественных связей, о возрождении и укреплении многовековых традиций, о взаимодействии субъектов Северного Кавказа...
  А в это же время в зале Русского театра люди, проехавшие по 15 часов в автобусах ради двух минут выступления на сцене, действительно дружили - на практике. И их не надо было этому учить. Не надо было учить этому осетин и ингушей, поехавших домой через Грозный, в одном автобусе, за рулем которого находился чеченец. Ведь независимо от принадлежности к той или иной национальности, политических или иных убеждений люди искусства всегда дружили. И если есть конкурсы, подобные конкурсу им. Патимат Омаровой, то можно надеяться, что у лезгинки как у исторической составляющей народной культуры есть будущее.

Сабира ТАГИ-ЗАДЕ
Молодежь Дагестана, № 42 от 18 октября 2002 г

Наверх
На Главную © 2003 Lezginka   lezginka@dinet.ru